Часто задаваемые вопросы
1. Что такое «Оценка регулирующего воздействия»?
Оценка регулирующего воздействия представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и государства в целом, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.
2. Какие основные правовые акты регламентируют проведение оценки регулирующего воздействия?
Оценка регулирующего воздействия (далее - ОРВ) регламентируется:
1. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
2. Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».
3. Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 года № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
4. Законом Нижегородской области от 5 августа 2014 года № 95-З «О внесении изменения в Закон Нижегородской области «О нормативных правовых актах Нижегородской области».
5. Законом Нижегородской области от 3 сентября 2014 года № 109-З «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области».
6. Постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 года № 746 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области».
7. Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 декабря 2013 года № 909 «Об утверждении Порядка проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Нижегородской области при проведении оценки регулирующего воздействия».
8. Приказом министерства экономики Нижегородской области от 10 декабря 2013 года № 120 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области».
9. Приказом министерства экономики Нижегородской области от 13 марта 2014 года № 62 «Об утверждении примерной формы Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области».
Указанные правовые акты размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Оценка регулирующего воздействия / Нормативные правовые акты, методические рекомендации» (http://www.government-nnov.ru/?id=136818).
3. На какие проекты нормативных правовых актов Нижегородской области распространяется ОРВ?
ОРВ распространяется на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и:
- предусматривающие введение административных и иных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению;
- способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- способствующие возникновению необоснованных расходов областного и местного бюджетов.
4. Существуют ли исключения по проведению ОРВ?
Да, существуют. Процедуры ОРВ не распространяются на:
- государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги), осуществляемое региональной службой по тарифам Нижегородской области;
- государственное регулирование в области имущественных и земельных отношений;
- действующие нормативные правовые акты Нижегородской области, по которым приняты бюджетные обязательства;
- действующие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых акты Нижегородской области: содержащие сведения, составляющие государственную тайну; содержащие сведения конфиденциального характера; принятых (принимаемых) во исполнение международных обязательств или актов высшей юридической силы.
5. Какие проекты нормативных правовых актов в Нижегородской области подлежат ОРВ?
ОРВ подлежат следующие проекты нормативных правовых актов:
- законы Нижегородской области;
- указы Губернатора Нижегородской области;
- постановления Правительства Нижегородской области;
- нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области.
6. Какая схема проведения оценки регулирующего воздействия существует?
В Нижегородской области используется вариант смешанной модели проведения ОРВ, при котором оценка проектов актов и экспертиза действующих актов проводится органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим разработку проекта акта (регулирующий орган), а контроль за названными процедурами осуществляет уполномоченный орган (в Нижегородской области – министерство экономики Нижегородской области).
7. Каким образом обеспечивается взаимодействие регулирующего органа с участниками публичных консультаций?
Вопросы, связанные с взаимодействием регулирующего органа с участниками публичных консультаций, регламентируются постановлением Правительства Нижегородской области от 6 декабря 2013 года № 909 «Об утверждении Порядка проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Нижегородской области при проведении оценки регулирующего воздействия».
Взаимодействие может осуществляться в следующих формах:
- сбор мнений участников публичных консультаций;
- опросы бизнес- и экспертных сообществ;
- интернет-опросы;
- проведение совещаний с заинтересованными сторонами;
- заключение Соглашения о взаимодействии.
Примерная форма Соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти Нижегородской области с предпринимательским сообществом при проведении ОРВ проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Оценка регулирующего воздействия» (http://www.government-nnov.ru/?id=145819).
8. Сколько должно быть участников публичных консультаций?
Число участников публичных консультаций не ограничено.
Круг участников публичных консультаций может быть определен с учетом необходимости обеспечения максимального вовлечения представителей предпринимательской и инвестиционной деятельности, социальных групп, а также экспертного сообщества в процесс обсуждения вводимого (изменяемого) государственного регулирования.
9. Какой срок необходим для проведения публичных консультаций?
Срок проведения публичных консультаций определяется регулирующим органом и должен быть не менее 30 календарных дней, если иной срок не установлен решением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом более высокого уровня.
10. Где можно ознакомиться с нормативными правовыми актами, которые проходят / прошли ОРВ?
Нормативные правовые акты, которые проходят процедуру ОРВ, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Оценка регулирующего воздействия / Оценка регулирующего воздействия проектов правовых актов» (http://www.government-nnov.ru/?id=136816).
Те нормативные правовые акты, по которым процедура ОРВ завершена, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Оценка регулирующего воздействия / Проекты правовых актов, прошедшие оценку регулирующего воздействия» (http://www.government-nnov.ru/?id=148113).
Дата публикации
13 мая 2014, 08:56